Западная Европа в xiv-xv вв.
Ослабление церковного провода повлекло развитие новых сект и ересей. В те времена растут особенно мистические направления, которые принимают название благочестивых братств. В Италии в начале XIV в. выступал некий Дульчино, основавший «апостольское общество», провозглашал поворот к аскетизму и папу называл антихристом. В Нидерландах выступали лоларды, названные так от погребальных песнопений, и «братья общей жизни». В Германии появились «божьи приятеля», что искали спасения в мистической кон-темпляции. Через разные страны и города проходили процессии «бичивникив», выступавших в покутничих одеждах и капюшонах, с обнажений плечами и бичевали друг друга плетьми.
В Англии выступил с новой наукой Джон Уиклиф (1324-1384), профессор Оксфордского университета, на основе Священного Писания осуждал науку католической церкви. Он выступил сначала против богатств духовенства и светской жизни монашества, затем обратился против науки церкви вообще, не признавая власти папы, тайной исповеди, почитания святых, икон, отпустите и др.. Он переклавна английский язык Библию и считал ее за единственную основу веры. Его науку по разным краям распространили его ученики, которые назывались «убогими священниками» и имели большое влияние на народ.
Наукой Виклифа проникся профессор университета в чешской Праге Я н Гус (1369-1415). Он поддерживал главные тезисы английского реформатора, но прежде всего стремился притаился-'СТЯ в двух видах и чешского языка в богослужения. В Чехии вела-'ся тогда борьба между чехами и немцами, и наука Гуса убрала национальный характер. Святейший Престол осудила на-J уку Гуса, но король Вацлав толерував его как своего прихиль-1 ника, и Гусова наука распространялась среди чешского населения.
Эти еретические науки, с одной стороны, а церковная схизма, с дру-\ того, высказали, что католическая церковь нуждается скорой и И энергичной реформы. Тогда разные богословы, особенно профессора И Парижского университета, выступили с притязанием, чтобы эти $ дела разобрал Вселенский собор. Вообще распространился тогда взгляд, что собор с высоким и наиболее авторитетным трибу-валом в католической церкви и может даже отстранить папу. Упро-И дл полвека произошло аж пять соборов, занимавшихся л делом обнови церковной организации. Первый собор был созван 1 к П и з ы в Италии в 1409 г. Собор осудил церковную схизму, где-тронизував двух тогдашних пап (Григория ХП и Бенедикта ХШ) и избрал папой Александра. Но детронизовани папы не признали соборных определений и не хотели уступить, - и таким чиной подле встал аж три папы.
Другие статьи по теме:
-
Дания и Швеция-
Феодальный строй-
Император Генрих vii и передача Чехии-
Гуманизм и ренессанс-
Франция и Англия