Большие святыни
Провод над ними имели 10 граждан Элиды,.яких звали "греческими судцями". Первого дня происходило религиозный праздник: посольства всех государств и народов составляли Зевсові жертвы и дары в священнім рощи. В этот же день судьи заприсягали бойцов, что [те] будут держаться спортивных предписаний, и делили их на группы. На следующий день проходили соревнования юношей в беге, атлетических дужаннях и борьбе на кулаки. Третьего дня приходили важнейшие соревнования взрослых: бег единичный (раз через стадион), двойной и длиннее, скоки и дужання1, борьба на кулаках и т.н. панкратион, то есть дужання, получене с борьбой на кулаки. На четвертый день проходили конные скачки - или верхом, или на двухколесных повозках, запряженных четверней. Победители из каждого дня получали почетные награды - пальмовые ветви, украшенное стяжками. Пятого дня судьи награждали всех победителей высшей наградой - ветками из священного масляного дерева Зевса, срезанным золотым ножом. Змагуни составляли святочную жертву богам, а потом гражданство принимало их пиром. Победители на Олимпийских играх имели чрезвычайную уважение в своих государствах, их награждали подарками и почестями, ставили им памятники, виславляли в песнях. В Дель-специальность наградой был лавровый венок, на Істмійських игрищах - сосновый или плющевий, в Немеї - плюшевый.
Архитектура. Города были центрами торговли и культурной жизни, перестраивали величаво, и они приняли облик больших столиц. Самые выдающиеся из них-Афины - занимали пространство в промірі свыше 1500 м. Посередине был замок Акрополь, недалеко - холмы Ареопаг и Пнікс, на которых происходили правительственные собрания, Далее рынок (агора) и широкие пригород, перерезанные дорогам и улицам. И замок, и весь город были обведены оборонными стенами с воротами и башнями. Двойной мур лучив также Афины с портом Піреєм. На Акрополе содержались лучшие святыни - Парфенон, Эрехтейон, святилище богини победы Нике, а также галерея образов (пінакотеке), арсенал (халкотеке) и др. Под замком был театр, уладжений под голым небом на склоне горы, дом для музыкальных концертов (одейон), различные святыни, Пам'яТКОВІ Пещеры,
крытые галереи для проходов (стоа), также святыни. Подобно выглядели также другие большие города. Хотя греческие строения служили различным целям, их внешний вид был более-менее одинаковый. Все дома были в поземому плані1, простокутниками2, реже имели квадратную форму. Фронтовая часть, а порой и все стороны были украшены колоннадой. Крыша строился низким, спадистим на две стороны.
Найхарактеристичніші строения - это греческие святыни. Они были разных размеров: и имели часовни, и большие, монументальные гали.
В середине святыня делилась на две части: богослужебную комнату (наос) с притвором (пронаос) и заднюю комо-ру-казну (опістодомос). Самым большим украшением святыни была колоннада, что простиралась все на фронте строения, а не раз и вокруг нее. Колонны стояли одним рядом, время - двумя и тремя. На них опирались балкування и крышу святилища. Каждое строение в зависимости от формы имела отдельное название: например, простильос-с колоннадой спереди, амфіпростильос - спереди и сзади, периптер - с одним рядом колонн вокруг, диптер - с двойной колоннадой и др.
Греческие колонны знаем в трех стилях - дорійськім, іонійськім и корінфськім. Дорійська колонна, низкая и довольно грубая, стояла прямо на підмурівці; ее капитель была простой, состояла из т. н. подушки и четырехугольной плитки. Колонна была вдоль жолобкована (канельована), так же как и в двух других стилях. На колонны опиралась продольная балка, что творила архитрав, или епістиль, без всяких украшений. На архитрав опирались фриз, состоящий зтригліфів (концов поперечных балок), что были украшены тремя нарезами, и м е т о п ы, на которых изображали различные орнаменты или целые сцены. Дорійська колонна в сравнении с другими давала впечатление силы и монументальности.
В ионийском стиле колонна стояла на основании, была выше и стройнее. Капитель ее творили т. н. бараньи рога, или волюты. Коринфский стиль отличался капителью, украшенной орнаментом из листьев дерева аканфа. В обоих стилях архитрав был гладкий, без украшений, фриз очень много орнаментированный плоскоризьбами. Эти стили в сравнении с дорическим отличались легкостью и нежностью. В конце концов греки комбинировали разные мотивы, так что нет двух строений, которые были бы к себе вполне подобные. Порой вместо колонн давали статуи женские (т. н. кариатиды) или мужеські (атланты).
Другие статьи по теме:
-
Религия. -
Упадок Римской державы-
Египетская культура-
Финикийская культура. -
Римские провинции.