Финикийская культура.
было известно то, что перечислили греческие писатели, особенно Филон из Біблоса (i в. по Хр.). Но в 1929 г. в местности Рас-Шамра были открыты клиновые тексты XIII в. до Хр.и только на їхшй основе мы подробно узнаем о верованиях ФіїнкІЇ. Во главе всех финикийских богов стоял Е л ь-бог Солнца. Ему подлежала вся природа, по его приказу реки вливались к морю. Называли его "отцом рокш", а символом его был бык. Второе место занимал Б а а л ("господин"), или Г а д а д, - бог грома и дождей. Молнией, словно пилой, он перерезал дерева. Сын Баала, Аллеи н, был опекуном растений, ухаживал источники и поставлял сыростью землю. Мот, сын Эля, был богом летних жары и жатвы. Между обеими богами велась вечная борьба, что символизирует два времени года на Востоке: сухое лето и богатую дождь зиму. Когда приходит летняя жара и растительность погибает, умирает также Алеїн. Но как мстительница выступает его сестра Анат, со своими псами нападает на овец Мота и наконец достает его в свои руки. "Мотыгой разбивает его, пришкає на огне, растирает в жерновах и рассыпает по пашне, чтобы положить конец неврожаєві".
В более поздние времена большое значение имела в Фшіїсії богиня А ш т а р т, или Астарта. В Гублі называли ее госпожой города. Культ ее лучився с почитанием молодого бога Ешмуна, которого греки прозвали Адонісом. Он погиб на ловах, убит диком, и Астарта зашла к подземного мира и воскресила его.
Своих богов фінікіяни чествовали на "высоких местах", то есть на холмах с дальним видом. На самом высоком месте была часовня, где стоял священный камень, который назывался "бетиль", а рядом - деревянный столб - "ашера". Эти два символа означали, пожалуй, Дубраву и Адониса. В соседстве заключался источник или священная роща. Богам составляли разнородные жертвы - молоко, масло, птиц, домашних и диких зверей. Бывали также жертвы из людей. В Карфагене они воздержались до третьего века христианской эры, и на местах святынь находят там урны с костями малых детей.
Наиболее распространенное праздник-это А д о н и и в честь Адониса, что происходили во время жатвы. Тогда проходили поминки умерших и общий жертвенный обед. Во время этого праздника засаживали к малых горщичків зерна, что скоро прозябали, - звали это огородами Адониса, а нежные растения, что вяли по нескольким дням, были символом короткой жизни 24-7)грехов бога. Во время другого праздника жгли святочно статую божества, что возрождалось в огне.
Искусство Финикии исследовано только в некоторых направлениях. Не знаем до сих пор памятников финикийской архитектуры, хотя она, бесспорно, существовала. В одном из религиозных рассказов из Рас-Шамра описывается строение святыни Баала, которую решала богиня-мать-Ашерат. Все боги помогают в этом деле: бог-творец Гийон строит золотой престол и стол из золота, Амат производит кирпич, Латпон ставит стены, сам Баал рубит кедры на устройство крыши, а Алеїн убирает внутреннюю комнату святыни.
Многие открыто гробовых пам'яток2, некоторые из которых имеют вид хлебопекарных печей. Вход в склеп запирали камнем. В Гублі открыто величавый саркофаг короля Агірама с XIII в. до Хр. Он покоится на четырех львах, вверху есть изображение короля, а на стенах изображены похоронные сцены, женщины-плачки3 с поднятыми руками и поминальный обед. Много саркофагов построен в египетской способ, и знать на них влияния искусства по-над Нила.
Промышленность и торговля. Финикия лежала на перекрестке различных культур и в своей промышленности использовала изобретения разных народов. В финикийских гробівцях найдены найрізнорідніші изделия, как статуэтки из терракоты, украшения из резаного камня, металлические ошейники, медальоны, кольца, украшения из слоновой кости, стеклянная посуда и др. В этих изделиях фінікіяни показались большими мастерами. Мало давали своего оригинального, но умело использовали чужие мотивы. Можно найти в них влияния египетские, вавилонские, ассирийские, хеттські, кипрские, греческие, не раз объединены в гармоничную целостность. Но исследователи заметили интересное явление, а именно, что фінікіяни не имели змислу для монументальности, а главное внимание обращали на декоративный сторону: вне надменной орнаментацией пропадает не раз основная форма предмета.
Фінікіяни усовершенствовали выработки стекла. В Єгипті встречаем только единодушно окрашенное, непрозрачное стекло; фінікіяни первые умели делать чистое, прозрачное стекло. Особенно славные были гуты в Сидоне. Производили в них всякий посуда, также украшен различными украшениями в виде рыб, раковин, растений или разноцветной инкрустацией. Фінікіяни пробовали также производить искусственный жемчуг и Самоцветы.
Другие статьи по теме:
-
Завоевания Галлии-
Марий и Сулла-
Горное дело развилось с давних времен. -
Перед новой войной. -
Поход Ганнибала.