Реформы в области культуры и в быту
Военные и административные реформы Махмуда II со всей остротой поставили перед ним и его правительством проблему кадров. Турция крайне нуждалась в обученных по-новому офицерах, военных инженерах, гражданских чиновниках и специалистах разного рода — врачах, инженерах, учителях и т. д.
Для подготовки этих специалистов нужны были соответствующие высшие учебные заведения. А их в Турции не было. Существовали лишь в Стамбуле открытое еще в 1773 г. Морское инженерное училище, созданное при нем в 1792 г. артиллерийское отделение и организованное в 1795 г. Султанское сухопутное инженерное училище. Но все эти военные школы не удовлетворяли потребностей армии и флота. Когда в 1828 г. началась война с Россией, султан не мог получить ни одного квалифицированного капитана из Морского училища и ни одного военного инженера из Сухопутного инженерного училища. Не было училищ для подготовки строевых офицеров, военных врачей и т. д. Отсутствовали и специальные школы гражданских чиновников.
Махмуд II, его последователи и помощники стремились прежде всего открыть военные училища, организованные по европейским образцам. Однако в стране не было светских начальных и средних школ, которые готовили бы будущих студентов. Дело просвещения было монополией духовенства.
В стране существовали лишь религиозные школы для мусульман: начальные (sibyan mektebleri) и медресе двух ступеней — средние и высшие. Медресе готовили служителей культа, чиновников для государственного аппарата, армии. Учащиеся медресе, софты, в течение многих лет были заняты преимущественно изучением мусульманского богословия. Основным языком обучения был арабский.
Другие статьи по теме:
-
Поголовное уничтожение греков в столице-
Правительственные здания-
Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Адрианопольский мир. Независимость Греции-
Турецко-Египетский конфликт и державы. Помощь России Турции-
Мустафа-паша Байрактар. «Рущукские друзья»