Тридцатилетняя война
Германия в XVI-XVII вв. Аугсбурзькйй религиозный мир 1555 стал основой внутреннего развития Германии на полвека. Когда в других государствах велись упорные религиозные войны и упадок хозяйство и культура, немецкий народ пользовался долголетним спокойствием и благополучием. Император Фердинанд И (1558-1564), брат и наследник Карла V, был искренним противником протестантизма, но для добра своего государства старался удержать внутренний мир и религиозную толерантности. Его сын Максимилиан II (1564-1574) шел еще дальше в Толе-ранцийний политике, что дало основание католикам подозревать, что он является тайным евангеликом. Действительно, учителем Мак-симилиана за его молодости был протестантский проповедник, и от него император набрался приверженности евангелизма. Жил он в тесных связях с протестантскими князьями и, может, сам был бы сменил веру, и Надежды на испанский престол и затем кандидатура на польский престол сдерживали его от проявления настоящих убеждений.
Во времени долгого мира окончательно устоялся разделение Германии на две части - протестантскую и католическую. Протестантизм овладел медленно все северные страны, и католики относились там к выемке. Против оговорок Аугсбурзьского мира секуляризованные там почти все епископства, и некому было этой акции выступить против. Хотя евангелицкой церковь победила, однако в ее нутре не было полного единства, все велась борьба между умеренными и радикальными течениями. После смерти Лютера (1546 p.) наибольший авторитет среди евангеликив имел Филипп Меланхтон, известный гуманист, друг Лютера, человек рассудительный, что готов был все на переговоры с католиками. Но против него выступили профессора университета в Йене, что были сторонниками строгого, непримиримого лютеранства, и они окончательно осознали победу. Развилась протестантская теология, что своими полемическими писаниями закрыла всякий путь к согласию с католичеством. Положение евангеликив было излишне усложненным еще тем, что рядом с лютеранством распространился также кальвинизм. До этого вероисповедания приступил между прочим электора Палатинату.
В Южной Германии дело введение лютеранства не повелась, и в южных государствах победила католическая церковь. На первом месте среди католических государств стояла Бавария. Немецкие католики не признали постановлений Тридентского собора и вели свою акцию в соответствии с Римом. До большого значения пришли иезуиты, которые были советниками многих князей и в своих школах воспитывали молодежь в новом духе.
К религиозным делам довольно равнодушно относился император Рудольф II (1576-1612). Он воспитывался в Испании, но не подвергался испанском фанатизмом, а интересовался больше искусством и наукой. Большой резонанс добыл основанный им музей в Праге, в котором собраны всякие курьезы. Сам император увлекался астрономическими студиями, а еще больше астрологией, то есть гаданием будущего из звезд. Его дворе-ным астрономом был Тихо Браге (1546-1601), построивший у Праги обсерваторию и составил астрономические таблицы, от имени императора названы рудольфськимы. Но и в австрийских землях, как и везде, большое влияние имели иезуиты.
Так как и в католическом мире, и в евангеликив пришли к преобладанию крайние течения, после полувекового мира религиозная борьба начала заново видживаты и принимать острые формы. Все чаще случались взаимные нападения, * побои, вооруженные столкновения. В конце одна мелкая событие поставило оба лагеря на военную стопу. В городке Донаувёрт, лиад Дунаем, существовала небольшая католическая община, * в часах развития протестантизма не проявляла значительного жизни. Но когда пришло к обновы котолицького жизни, тамошний аббат захотел уладиты публичную процессию. Протестанты, считали себя господами города, напали на процессию и разбили ее. Дело пошло к государственному трибунала, город наказан тяжкими карами, а исполнитель приговора, баварский князь Максимилиан, отобрал городу самоуправление и ввел в него католическое духовенство.
Под впечатлением этого события протестантские князья в 1609 г. объединились в союз под именем Унии ля обороны своих прав. Первыми членами были Палатинат, Ангальт, Вюртемберг, Ансбах, Баден, Пфальц-Найбург, Штрасбург, Ульм, Вюрц-бург, а несколько позже Бранденбург, Гессен и др.. Католики ответили организацией своего объединения - Л и г и. В нее вошли Бавария и епископы Пассау, Констанца, Аугсбурга, Регенсбурга, а позже другие католические князья. Обе стороны готовились к вооруженной борьбе.
Другие статьи по теме:
-
Франция в xvi - первой половине xvii века.-
Западная Европа в xiv-xv вв.-
Швеция в xvi в. -
Польская культура (ix - вторая половина xiv в.)-
Феодальный строй