Египетская культура
Развитие религии. Египетская религия на протяжении тысячелетий испытывала разнородных внутренних перемен. В древнейшие времена народные верования имели очень примитивный характер. Каждый дом, каждая округа имела своих богов. Почитали старые деревья, удивительные скалы, граничні2 столбы, реку Нил, а больше всего - зверей, которые отличались силой, меткістю или другими приметами. Так, божеською уважением пользовались лев, волк, шакал, кот, корова, крокодил, скорпион, сокол, ибис и много других. Позже божества приняли человеческий облик, но часто давали им звериные головы. Египтяне наивно представляли себе мир и природу. Египетский хлебороб считал небо за большую корову, которая передними ногами опирается на запад, задними - на восток, а на брюхе ее содержатся зари. Солнце родится ежедневно на востоке, как маленький теленок. Другие сравнивали солнце с соколом, который ежедневно пролетает [через! Все небо. О начале мира рассказывали, что изначально существовало именно только море, на море появилось яйцо, из яйца выросла цветок, а из нее вышло солнце. Из солнца породилися другие боги.
Когда из разнородных стран Египта образовалась одна государство, из-среди разных богов на первое место выдвинулся бог Верхнего Египта - Гор. Его знаком был сокол. О победе Гора рассказывали длинную легенду. Родителями его были Осирис и Исида. Бог пустыни Сет чарами обманул Осириса, убил его и завернул его земное царство. Но когда Гор подрос, он выступил против Сета, в страшной борьбе смирил его и добыл себе отцовские владения. Египтяне считали Гора главным опекуном своей страны и приписывали ему объединения Нижнего Египта с Горішнім. Фараоны носили название "слугами Гора", а со временем даже имя бога становилось титул фараона. Главная святыня Гора была в Гієранкополі. Каждые два года происходили здесь особо торжественные празднества в честь бога.
Почитание Ра упало в эпоху наезда кочевых гиксосов. Когда Египетская государство снова восстановилась, ведущее место занял бог А м о н. Он был сначала местным богом в Фивах. Но когда фіванська династия овладела весь Египетского, культ Амона занял первое место в этой стране. Как и Ра, его считали божеством Солнца и употребляли даже общее название Амон-Ра. Фараоны фиванской династии приобщают имя бога к своему: Аменемхет, Аменхотеп. Ь временем Амон стал популярным из всех богов, и его именем египтянин клялся в ежедневной молитве: "Как меня Амон задержит при жизни" и т. п.
Три главные божества, которые по очереди господствовали над Єгиптом, - Гор, Ра и Амон - представляют три ступени развития египетской религии. Гор имеет черты народного божества, которое вышло из легенд, выдуманных простонародьем. Это указывает на то, что он происходит из времен, когда еще культура была в зародыше. Г а был уже богом "писцов" -нововозникшего состояния интеллигенции, которая не вдовольнялася уже древними народными мифами, а старалась древним преданиям дать новое содержание. Божества, что сначала имели напівзвірячі приметы, принимают фигуры людей, и то людей высшего сословия - царей, правителей, что орудуют человеческой судьбой. Сказочную болтовню длинных легенд писцы пытаются очистить от наивных взглядов, добавляют содержательные объяснения, вводят мифы в сплошную логическую форму. Еще иначе выглядит А м о н. Это уже произведение профессиональных духовников-жрецов. Они преподносят божье естество на еще более высокую ступень, изображают богов как существ, которые стоят свыше людьми, живут отдельной сверхчеловеческим жизнью. Давний антропоморфизм, что представлял себе богов в человеческом обличье, уже не удовлетворяет жрецов-философов. Они считают божество духом, прапочатком всякого существования. До окончательного завершения эти взгляды доказал фараон Аменхотеп IV - Эхнатон. Он выступил с наукой, что существует только одно божество, которое всем рядить и все занимает, - Солнце, А т о н. Фараон-революционер змагав к тому, чтобы во всем Єгипті единственно обов'язував культ бога его, а всех других богов пытался истребить. Но его соревнования понимали только высшие слои. Народная масса не приняла этого культа и осталась при многочисленных древних богах.
Народные боги. Рядом с главными богами, культ которых покровительствовали само государство, существовала целая масса второстепенных божеств, которые имели свои святыни в разных сторонах Египта. Уже по Старой государства, одновременно с мощным Ра, до значения пришел Птица - бог ремесленников и художников, которого издавна почитали в Мемфисе. Его жрецы за V династии приобрели большого влияния при королевском дворе, так что из-среди них фараон подбирал себе министров. В пяти поколениях они носят имя Птахотеп. Святыня Птаха в Мемфисе славилась тем, что здесь производили лучшие статуи богов и всякие богослужебные предметы, которые широко расходились по всему Египта.
К старейших богов принадлежала божеская "девятка". Прародителем ее был сам Ра, что выдал из себя четверых детей: Ш в, Тефнут, ГебіНут. Сначала все они лежали с отцом на океане, но позже Шу и Тефнут, что олицетворяли собой атмосферу, восстали против своей родни, и тогда бог Гэб стал землей, а богиня Нут - небом. Геб и Нут стали потом родителями двух божским пар, которыми были Осірістаїсіда, СетіНефтіда. Все девять богов царствовали вместе в одном кругу.
Другие статьи по теме:
-
Начала римского государства -
Саламина-
Египтянин со времен Нового государства-
Большие святыни-
Финикийская культура.