Коринфский архитектурный стиль
В сутки персидских войн снискала себе славу резчиков школа с Арголиды, что своими произведениями обслуживала весь греческий мир, от Ионии до Сицилии. В Афинах в то же время резчиков Критий и Не-Сиота создали группу Гар-моде и Аристогитона - убийц тирана Гиппарха: один из них поднял меч, чтобы ударить тирана, второй по-слонюе товарища левой рукой, на которую положил хламиду. Но самые высокие образцы в эти сутки дал М и р о н с Елевтерив в Аттике (около 450 p.). Он первый дал фигурам движение и 'естественное напряжение мышц. Общеизвестный его дискобол - юноша, размахивается, чтобы бросить диск, кружок. Резьба отмечается гармонией тела и спокойствием лица. Мирон изображал также охотно фигуры зверей, особенно славна была его резьба коровы.
Но славный резчиков старинный мир считал второй художника с Елевтерив - Ф и д и я, работавший в Афинах. Он был приятелем Перикла и его советником в художественных планах. Он выполнил важнейшие произведения, украшавшие Акрополь. Из-под его 'руки вышла большая статуя АфиниПарфенос (Девицы), которая содержалась в Парфеноне, выполненная из золота и слоновой кости (т. н. Хризоелефантина). Но это произведение не дошел до нас - знаем его только с поздней поменшенои копии и изображений на монетах. Зато уцелели плоскоризьбы из фризов и тимпанов Парфенона, изображавшие мифологические сцены. их выполнил или сам Филиалов, или его ученики. Они дают нам понятие, как выглядели произведения долота этого великого художника. Филиалов исполнил также статую Зевса для праздника в Олимпии, высотой 10 м, что удивляла современников своим величием и что ее причисляли они к чудесам света. Эта резьба также погиб.
Ниоба с дочерью. Резьба
Соперником Филиал был Поликлетз Аргоса. Он змагав к тому, чтобы дать канон гармонии человеческого тела, т.е. найти "пропорции между различными его ча-лггинамы. Образцовым его произведением был д о р ы 4> р -; копьеносец, юноша, идущий вперед, причем бремя его; тела ложится на правую ногу. Пропала его большая статуя Геры, которую считали за равную Фидиево-м Зевсу.
УIV ст. до Хр. Греческий резьба продолжала золотой век своего развития. С острова Парос, где находился лучший мрамор, походил резчиков С к о п а с, про которого говорили, что он сумел излить душу в камень. Скопас резал сильные, мужесвки фигуры с патетическим выражением лица. Его Арес, бог войны, сидит на скале, руки сплел на коленях, задумчиво вглядывается в даль. В другой его резьбе - Аполлона, идущая вперед в длинном, развеян хитоне, с кифарой в руках, лицо фигуры полное творческого вдохновения. Афинянин Пракситель изображал молодецкие, стройные и нежные фигуры. Аполлон Савроктон опирается левой рукой о дерево, а правой пытается поймать ящерицу; Гермес в одной руке держит маленького Диониса - бога вина, а второй наставляет ему кисть винограда; Эрос с опущенной головой держит в руках лук. Наибольшую известность приобрела Праксителем его Афродита, выполненная для святыни в Книд в Малш Азии. Он изобразил богиню, коды она входит в купели и сбрасывает одежду на вазу, стоящую перед ней. Эту резьбу считали за образец классической красоты, и она спряталась в многих копиях. В подобном стиле творил афинянин Л есть о х а р; его Аполлон (т. н. Бельведерский), стройный, высокий, легким шагом идет вперед как владыка света и добра. Четвертый великий художник того времени, Л и с и п п с Сикиона, изображал охотно атлетические фигуры, как Геракла, опирающегося левым мышцею на булаву, покрытую львиной шкурой; Посейдона, выходящего из моря с трезубцем, или Зевса с мощной, маестатичною1 головой . Но не меньшую мастерство он показал в резьбе Юношеских фигур, как, например, «Апоксиомен» - подвижники воздерживаются, что шкребачкою очищает тело от пороха. Лисипп был свой отдельный канон пройорций тела, позволявший ему творить легче, стройнее фигуры. Александр Великий только ему позволял себе портретуваты, и Лисшп создал много статуй короля.
Другие статьи по теме:
-
Римские провинции. -
Бронзовую культуру делим на старшую-
Хозяйство и культура Рима-
Египтянин со времен Нового государства-
Индия и Восточная Азия