Мустафа-паша Байрактар. «Рущукские друзья»
Следует отметить благожелательное отношение Байрактара к христианским подданным империи. Он изъял у откупщиков взимание личного налога (хараджа) с христиан и передал греческому и армянскому патриархам, запретил бранную кличку «гяур», поощрял деятельность крупных торговцев и саррафов (сарраф — меняла, банкир; как правило, саррафы были и ростовщиками) из христиан, со многими из них он поддерживал личную связь.
Перспективной была и внешняя политика Байрактара и «рущукских друзей». Они понимали опасность для Турции интриг Наполеона и его дипломатов в Стамбуле, понимали, что эти интриги привели Турцию к войне с Россией. Байрактар предвидел опасности, которыми чревата эта война для Турции и стремился к скорейшему заключению мира с Россией. Однако он встретил много препятствий на этом пути, в том числе и нежелание мира, проявленное тогда Россией.
Политика Байракгара и его друзей натолкнулась на сопротивление тех реакционных сил, которые сорвали реформы Селима III и уничтожили его самого, — янычар, улемов, консервативных сановников, фанатичной черни. Своим личным поведением Байрактар еще более озлобил их: он третировал сановников, аянов, деребеев, улемов, проявлял жестокость в обращении с населением, смертная казнь была при нем наиболее часто применяемой формой наказания; Байрактар завел обширный гарем, часто устраивал пиры с обильными возлияниями, окружил себя роскошью.
Другие статьи по теме:
-
Венский конгресс-
Соглашение между Наполеоном и Александром 1-
Безуспешные переговоры о мире в Яссах-
Преобразования в провинциальной и центральной администрации-
Реформы 30-х годов xix в.